.
Владимир Николаев. 50 способов заработка при помощи компьютера
.
<Оглавление><Вступление>
<1><2><3><4><5><6><7><8><9><10><11><12><13><14><15><16><17><18><19><20><21><22><23><24><25>
<26><27><28><29><30><31><32><33><34><35><36><37><38><39><40><41><42><43><44><45><46><47><48><49><50>
..
...
...
Глава 11. Индивидуальное обучение основам работы на ПК (Часть 2)
Автор идеи - Владимир Басалаев

Необходимый минимум оборудования: компьютер. 

Необходимый уровень знаний: основы работы на ПК. 

Вид заработка: постоянный.


ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА
предлагаемого индивидуального обучения
Ориентация обучения на те цели, ради достижения которых Вам необходимо овладеть компьютером
Обучение индивидуальное, а значит, до полного усвоения Вами изучаемых тем, ориентация преподавателя на Ваши успехи и трудности, а не на усредненного слушателя в группе
Активное применение обучающих компьютерных программ.
Возможность уменьшения продолжительности и соответственно, стоимости обучения за счет сокращения Вами объема предлагаемой тематики или быстрого усвоения учебного материала в силу Ваших высоких индивидуальных способностей или уже имеющихся знаний
Возможность параллельного с обучением практического выполнения на компьютере Вами необходимых Вам работ с целью лучшего освоения изучаемых тем
Обучение в удобное для Вас время, возможность переноса занятий в зависимости от сложившихся у Вас обстоятельств
Обеспечение помощи при ведении записей, распечатка для Вас справочных материалов по изучаемым темам
Возможность создания на Ваших носителях информации необходимой Вам программной среды для ее изучения и практического использования
Возможность выбора приемлемых для Вас режима и продолжительности каждого занятия
Удобство при расчете - никакой предварительной оплаты, оплата в конце каждого проведенного занятия по не выше сложившейся в городе цене за индивидуальное обучение
Итак, заголовок.
Почему именно индивидуальное обучение? Потому что оно эффективно! Вспомните, кто "прошел университеты", многое ли мы вынесли непосредственно с лекций? Стоит перед глазами образ маститого профессора, красиво и вдохновенно читающего лекцию в многочисленной аудитории, но не видящего ее. И одев шляпу, с высоко поднятой головой уходящего, без какого-либо чувства ответственности за результаты своей работы. А на зачетах и экзаменах мурыжащего нас, грешных, непререкаемым аргументом: "Я же Вам это читал!" Чтобы услышанное на лекциях превратилось в реальные знания, надо еще пахать и пахать!

Индивидуальное обучение - это наиболее быстрый способ усвоения знаний, но предполагающий, разумеется, интенсивную интеллектуальную работу и напряжение ученика. Они-то, в совокупности с высокой мотивацией к обучению, и дают результат! А как же иначе? Преподавание индивидуальное предполагает достижение главной цели - понимания учеником изученных тем.

Далее по пунктам.

1. Ориентация обучения на цели, которые стоят непосредственно перед каждым конкретным человеком, возможна только при индивидуальном обучении. Я всегда делаю акцент на то, что мне небезразлична дальнейшая компьютерная судьба моих учеников. Это не просто слова. Я не привязываюсь к какой-то стандартной программе, а всегда выделяю перспективные для ученика темы и мы более углубленно рассматриваем именно их. Я не боюсь честно сказать клиенту о том, какие темы, исходя из его будущей специализации, следует изучать детально на наших занятиях, а какие в общих чертах, и что в некоторых вопросах он и сам впоследствии научится разбираться, практически поработав на компьютере. Это оценивается, потому что большинство из нас имеет богатый опыт обучения тому, что никогда не понадобится.

2. Я веду человека по новому для него миру - новой области знаний, ежеминутно отслеживая его состояние. Я вижу, понимает он объясняемое или не понимает, интересно ему или нет, устал ли он и результативно реагирую на ситуацию. Я могу объяснять непонятный вопрос, рассматривая его с разных сторон до тех пор, пока он не поймет, и только затем двигаться дальше. Мы можем вести свободный диалог, нам никто не мешает, мы можем быть эмоциональными. Я могу объяснять человеку именно то, что в данный момент его вдруг заинтересовало, потому что это обязательно запомнится. Оценка, на которую он тянет в конце занятия, ставлю себе.

3. Применение в процессе обучения компьютерных программ - сам Бог велел, на дворе XXI век! Для людей это привлекательно и действительно помогает. Обычно использую фрагменты из обучающих программ, заменяя ими необходимость рисования на бумаге или объяснения некоторых вопросов на пальцах. Использую и свои разработки. Если клиенту необходимо обучиться быстро, а ему это с трудом удается, после занятия оставляю его позаниматься с обучающей программой самостоятельно, не требуя за это время оплаты. А как же! Раз взялся я его обучить, то должен идти на все!

4. Декларируя возможность уменьшения продолжительности и, соответственно, стоимости обучения, я заранее демонстрирую уважительное отношение к интеллекту обучаемого и то, что в мои планы не входит навязывание неактуальной для клиента тематики. Одно из опасений потенциального ученика состоит в том, что вдруг его будут учить тому, что ему будет не нужно.

5. Обещая возможность параллельного с обучением практического выполнения на компьютере учеником необходимых ему работ с целью лучшего освоения изучаемых тем, я показываю готовность идти навстречу в случае возникшей у ученика необходимости применить и закрепить полученные знания на практике. Некоторые этим пользуются и всегда часы, затраченные на создание чего-то себе нужного, приносят ощутимую пользу и уверенность в своих силах. Оплата в этом случае может быть снижена до нуля.

6. Проведение занятий в удобное для клиента время считаю серьезным фактором. Возможность маневрировать своим временем - одна из составляющих свободы личности. Люди это ценят. Поэтому я иду на то, чтобы предоставить человеку возможность самому составить график занятий. Для этого вывожу на экран монитора программу, показывающую мое распределение времени и предлагаю клиенту самому занести в свободные окна дни и время наших занятий. Обычно это удается. А если не сразу, то, как показала практика, решается путем взаимного компромисса сторон, и легко.

7. Обещание помощи при ведении записей путем распечаток справочных материалов призвано подавить возможный страх и уныние перед необходимостью ведения конспекта. На первые занятия все приходят с тетрадками, но быстро понимают, что при индивидуальном обучении, которое основано не столько на запоминании, сколько на понимании, вести какой-то там полноценный конспект, скорее всего не стоит. Все это давно уже и многократно написано и доступно, а самое нужное можно прочитать на экране монитора и о многом еще догадаться. Распечатки типа шпаргалок поначалу хорошо помогают не путаться в простом и запоминать некие фундаментальные основы, а затем необходимость и в них отпадает.

8. Предложение помощи в создании на носителях клиента необходимой ему программной среды или информации решает тупиковый для еще не состоявшегося пользователя вопрос: "Где взять программы, и какие нужны?" Это впоследствии перерастает в постоянные, взаимно полезные контакты.

9. Предоставление выбора приемлемого режима и продолжительности каждого занятия возможно только при индивидуальном обучении и дает возможность ученику эффективно использовать имеющиеся временные ресурсы. Обычно занятие длится два часа (120 минут). Если я вижу, что ученик тяжело воспринимает материал, то предлагаю сделать перерыв. Но время за компьютером пролетает быстро и интересно, и обычно признаки утомленности появляются именно через два часа. Бывает, что человеку некогда, и мы сокращаем время, а если нужно очень срочно и обязательно (а бывало и так), то занимаемся по 6-8 часов подряд.

10. Удобство при расчете - никакой предварительной оплаты, оплата в конце каждого проведенного занятия - такая форма минимально напрягает клиента, не связывает нас излишними обязательствами, исключает недоверие, и вообще упрощает ситуацию. Люди не любят, когда с них берут деньги за еще не предоставленную услугу. Оплата по цене, не выше сложившейся в городе за индивидуальное обучение - оптимальное предложение. Декларировать "ниже" - переходить дорогу своим коллегам и вызывать недоверие у потенциальных клиентов. Да и кто ее точно знает, "не выше сложившуюся" цену? Сама точность ее определения, скорее всего, соответствует колебаниям цен, по которым договариваются стороны.

Кроме того, предлагаю проводить обучение не только у себя, но и в месте нахождения компьютера клиента. Это устраивает организации и, конечно же, школьников, имеющих дома компьютер. Да, приходиться ездить и не всегда удается временные затраты на дорогу, порой немалые, компенсировать более высокой оплатой.

С тематикой обучения проще, тем более что она свободная. Это просто перечень тем. Конечно же, не всех, а основополагающих. Преподаются они не в том порядке, как изложено в программе, а в том, как диктует реальная обстановка.

Далее, показываю, а что же человек приобретет в результате освоения компьютера? Что он будет знать и уметь? Это написано на первой странице программы и призвано поднять мотивацию к обучению и дать возможность оценить перспективы повышения уровня своей конкурентоспособности, а так же продолжительность обучения.

Ориентируясь, в основном, на людей, начинающих изучение компьютера с нуля, тем не менее, сразу же отступаю от традиционной системы "От теории - к практике", часто критикуемой, но вовсю применяемой при обучении работе на компьютере. Я понимаю, что раз человек пришел ко мне, то он не имеет времени на то, чтобы сначала долго-долго набираться знаний, а только потом - умений. При традиционном подходе на второе занятие он просто не придет. Поэтому, вместо схемы DOS - NORTON - WINDOWS я провожу схему WINDOWS - NORTON - DOS. Причем DOS только для тех, кому это действительно понадобится или интересно. Но я всегда говорю обучаемому о том, что без достаточного знания DOS он все-таки не сможет совершенно самостоятельно справляться с компьютером. Соглашаются, но отсутствие времени и средств вынуждает людей оставить многое "на потом" и согласиться с тем, что в ряде случаев придется обращаться за помощью (и не обязательно ко мне).

Раздел "Тематика обучения" жизнь заставляет корректировать часто. Еще пару лет назад, NС - святое дело! Сегодня - для тех, кто хочет знать углубленно и у кого есть на это время. DOS-овские текстовые редакторы перешли в разряд слабо востребованных. Зато Интернет из раздела экзотики переходит в повседневность.

В конце программы привожу номер моего свидетельства. Многие скажут: Зачем? Но, имея свидетельство на "Услуги в области информатики" я расширяю круг своих возможных клиентов. Например, могу заключить договор на обучение персонала с законопослушной организацией (есть и такие). Да и некоторые люди предпочитают иметь дело с только с теми, кто хоть какими-то узами связан с государством (таких становится меньше, но пока хватает).

Как я ищу клиентов? Сначала пробовал расклеивать объявления в местах скопления народа, но звонков было немного. На размещенные в газетах - реакция значительно выше. Текст такой: "Индивидуальное обучение работе на компьютере в любое удобное для Вас время". Не меняю его, хотя однажды захотелось. Не думал, что он может стать предметом плагиата. Через полгода работы появился и другой источник - мои бывшие ученики. Информация имеет свойство распространяться!

Знакомство с клиентом в 99% случаев начинается с телефонного разговора. Если позвонивший не жалеет времени на разговор, подробно интересуется условиями, моей личностью (всякое может быть), то часто мы договариваемся встретиться и начинаем занятия. Если первым же вопросом будет: "Сколько это будет стоить?", вряд ли последует продолжение. И жалеть не надо. Для чего спрашивать цену, не зная, что такое "это"? "Это" бывает разным и не всегда адекватно цене. Но всегда отвечаю "Как договоримся".
Если человек склонен продолжать разговор, пытаюсь узнать, для чего ему необходимо научиться использовать компьютер? Говорю, что все его проблемы решаемые. Кратко обрисую условия и обязательно скажу, что вперед денег не прошу, а затем только предложу цену. Если сразу положат трубку или типа: "Спасибо, я Вам перезвоню", то это было любопытство.

Если позвонивший перебивает и вытягивает цену и сразу же бросает трубку, то вероятно, обзванивает всех подряд. Такие нетерпеливые или вообще не начинают учиться или останавливаются на худшем варианте. Даже если он и придет, с ним будет тяжело.

Бывают и специфические звонки, касающиеся обучения. Например, звонок с просьбой научить работать на компьютере "Искра". Отказался и уговорил не идти в прошлое. Раз в заблуждение ввели - спрашивают: "Можете ли Вы научить программировать?" Думаю: "Это уже серьезно!".

А когда человек пришел оказалось, что под словом "программирование" он понимает набор и распечатку текстов.

Задают вопросы по прохождению игр. Не занимаюсь "мыльными операми компьютерного мира", а может и зря, на это есть спрос. Игра не устанавливается? Где покупали? Понятно, не пойду. Многие из них глючат. Имидж дороже. Встречаются и любители экзотики, которые с упорством, достойным лучшего применения, пытаются удивить окружающих и утвердить себя в этой жизни тем, что пользуются программами, доселе никому не известными. Но стоит только лишь с какой-то из низ разобраться, так сразу же оказывается, что она уже не нужна и мучить воображение начинает другая.

Вопросы бывают разные, но отвечаю всегда честно, хотя иногда это приводит к потере клиента. Как-то звонит молодой человек и спрашивает: "Можете ли Вы научить в совершенстве работать в программах COREL DRAW и PHOTOSHOP"? Отвечаю: "Нет, я могу научить Вас только основам. Эти программы требуют творческого подхода, как кисть художника или музыкальный инструмент. В совершенстве Вы можете овладеть ими только сами, освоив вначале основы и очень-очень много поработав практически. Научить можно многому, но не совершенству". Хотел продолжить беседу, но парень не понял меня, извинился и положил трубку. Ну, ничего, если будет стремиться к совершенству - поймет.

О цене. Несмотря на мое "как договоримся", никто не торгуется. С предлагаемой ценой или соглашаются или не соглашаются. Но не торгуются. Не знаю, почему. Например, договариваясь по телефону о купле-продаже чего-то или о других услугах, люди очень активно торгуются. По телефону даже стеснительным легче, ведь они не видят друг друга. Но в моей практике случая торга не было. Даже если я почувствую, что моя цена человека не устроит, и предлагаю обсудить этот вопрос - ничего не получается. Единственный раз одна женщина, уже после первого занятия попросила снизить цену, на что я легко согласился. На качестве занятий это не отразилось, но через несколько занятий она снова стала платить по первоначальной цене. Какой-то феномен в этом вопросе, видимо, присутствует.

Первая встреча. Более подробно узнаю о том, для чего человеку необходимо знать компьютер. Это нужно мне, чтобы сориентироваться и наметить план изложения тем. Возможно даже, что я запишу его у себя в блокноте. Конечно, он будет корректироваться под складывающуюся ситуацию. Затем усаживаю ученика перед экраном монитора и запускаю презентацию, слайдов на тридцать, с изложением условий и тематики.
Смотреть это нравится, а бумажный вариант программы даю для последующего прочтения дома. При обсуждении вопроса о необходимом или возможном количестве занятий, назвав предположительно их число, всегда уточняю "Но Вы сами скажете мне, когда Вам будет достаточно". Чаще всего так и получается. Ученик, превратившись из человека, не знающего компьютер, в человека, знающего его, почувствует это! Если клиент принес книги по компьютерной тематике, показываю ему, что читать в первую очередь и внимательно, с чем можно просто ознакомиться, а что пропустить или прочитать позже. Я уже знаю, о чем говорить, и мы начинаем.

До сих пор в памяти то и дело всплывает опыт моего первого занятия, а вместе с тем и мой первый ученик - Сережа, молодой человек 25 лет. Он отреагировал на мое объявление в газете. На мои вопросы о том, что привело его ко мне, он рассказал, что несколько дней назад устроился на работу в новую фирму и шеф озадачил его ведением на компьютере неких очень нужных таблиц, заметив при этом, что его вовсе не волнует, где и как он этому научится. Компьютер он не знает вообще, но привык настойчиво работать, в том числе над собой, и уверен, что справится. Впоследствии я убедился, что это действительно так. Но в тот момент меня интересовал другой вопрос. Надо узнать, какого уровня компьютер на их фирме для того, чтобы сориентироваться с программами необходимыми для освоения. И часто это типовая ситуация при первой встрече - из человека, совершенно не знающего компьютер нужно вытащить информацию о компьютере, стоящем на его рабочем месте.
После расспросов о том, что изображено на экране включенного компьютера - картинки или тексты, какие слова чаще произносят знающие люди - "DOS, NORTON, WINDOWS, WORD, или там, Лексикон?", удалось прояснить ситуацию. В то время вокруг еще царила DOS, и текстовой редактор "Слово и Дело", купленный загодя по почте (лицензионный!), пришелся кстати. Договорились мы пока на семь уроков. Мне понравилось с ним заниматься. Сережа удивительно быстро все понимал и запоминал. Ощущение того, что наши занятия приносят реальную пользу, меня вдохновляло. Честно говоря, на первых порах я ожидал встретится с большими трудностями. Но на четвертое занятие он не пришел. Жду его и на следующий день и тут звонок: "Спасибо Вам. Шеф как увидел, что я на компьютере делаю таблицы, так сразу поставил меня на вышестоящую должность. Пока я с этой работой на компьютере справляюсь, если будут трудности обращусь к Вам".
Ну, что ж, пришлось его поздравить и призадуматься. Вроде бы все сложилось отлично, но клиента-то нет! Все-таки решил ничего не менять и не ошибся. Через несколько месяцев он прислал двух своих сотрудниц, с которыми я занимался очень долго. Так было нередко и с другими. Благодарен Сереже за ту, столь ценную на первых порах дозу вдохновения, которую я от него получил.

Не раз еще приходилось заниматься с очень толковыми людьми. Как-то в четверг, уже поздно вечером приходит женщина, молодая, высокая и красивая. Говорит: "Выручайте. Сегодня меня приняли на работу в очень хорошее место, но для этого мне пришлось сказать, что умею работать на компьютере, а я в нем абсолютный нуль. В понедельник мне выходить на работу. Отвечаю: "С утра вдыхайте побольше кислорода и ко мне". Три дня пролетели в очень напряженном режиме, но быстро. Она схватывала все буквально на лету и, кажется, к концу дня я уставал больше. Через пару недель встречаю случайно ее в городе. "Ну, как?". "Справляюсь, делаю документы, шеф доволен. Уже и жить без компьютера не могу".

Количество проведенных мной занятий уже давно перевалило за тысячу, но я не имею практики работы с человеком, неспособным обучиться выполнять на компьютере необходимые ему работы. Возможно, таких людей просто не существует. Сложности возникают в других случаях, когда человеку кажется, что он много знает. Это относится к категории учеников, которые руководство процессом обучения настойчиво стремятся взять на себя, пытаясь с ходу перевести процесс в интересующее их практическое русло. Почему-то, подавляющее большинство из них бухгалтера (не все из них, конечно, должны на меня тут же обидеться). Видимо, насмотревшись на успешно справляющихся с компьютером коллег, они изначально недооценивают сложность задачи и считают, что решить ее можно простейшими способами, которые кажутся им реальными, типа: "Какие кнопки я должен нажимать, чтобы вот отсюда (показывая на принтер) вышла счет-фактура?". И даже возмущаются, когда я вместо этого предлагаю им вначале понять основы файловой системы. Сначала таким действительно очень тяжело. Они нервничают и даже впадают в уныние перед внезапно распростершимися компьютерными горизонтами. Но тактика здесь такая. Спорить и предлагать рациональные пути бесполезно. Сначала надо уступить, и пару-тройку раз показать именно то, "какие кнопки надо нажимать". Человек поймет, но не про "кнопки" , а что стоит прислушаться к советам более опытного.

То, что вначале говорят некоторые такие "руководители", может вообще свалить с ног. Установив купленный для дома компьютер, показав, что он нормально работает, предлагаю освоить пользование им по моей программе. Программа тут же откладывается в сторону и слышу: "А теперь давайте получим отчеты по моему предприятию". На мое мнение по поводу того, что в компьютер надо бы сначала ввести соответствующие программы и данные, последовал ответ: "Для чего же я покупал компьютер, для ввода данных или для получения отчетов?". К счастью, так бывает нечасто.

Редко, но приходилось иметь дело с учениками со слабо выраженной мотивацией к изучению компьютера. Как правило, это неработающие члены состоятельных семей. Обещанная главой семьи туманная перспектива когда-то и где-то вести какой-то учет на компьютере их не вдохновляет (и без этого хорошо). Поэтому все, что я рассказываю, им кажется скучным, неинтересным и непонятным. Если же при этом они делают вид, что освоили предмет - значит так надо и я с удовольствием с ними расстаюсь.

Особенности индивидуального обучения. Конечно же, предмет надо знать "от и до". Никаких конспектов, никаких записей. Клиент этого не простит. Все должно быть разложено по полочкам в голове и быстро оттуда извлекаться. Это еще ничего, когда в день проходит несколько занятий и, естественно, на разные темы. Нередко ситуация поворачивается так, что вместо намеченных тем приходится давать совершенно другие. И не должно быть никакой суеты и заминок. Клиент всегда прав. Если у обучаемого что-то не получается, ни в коем случае не следует указывать ему на его недостатки, хоть мельком задевая черты его личности. Виноват обучающий. Это ему платят за то, чтобы получалось. Это он должен быстро сориентироваться в способностях ученика и действовать в соответствии с ними. Единственное, что можно, это: - "Не спешите, подумайте, вспомните, я Вас не тороплю". Если дело идет совсем туго - оставлять ученика с компьютером один на один в дополнительное время и, конечно же, бесплатно. В это время он будет формировать в себе то, что не удалось преподавателю.

Обращение. С учеником, кем бы он ни был - только на "Вы". Всегда. Только так можно оставаться учителем. Родители порой удивляются, когда впервые слышат, как я обращаюсь к их ребенку - младшему школьнику, например: "Оля, если Вы сейчас нажмете клавишу Enter, то...", или: "Петя, мне кажется, Вы не сделали то, что я просил Вас сделать самостоятельно."

И даже иногда говорят мне: "Зачем, ведь это ребенок!" В школе-то не так. "Иванов! Ты почему не готов к уроку?!" И это норма. И к этому привыкли. Но "Вы" - это несложно, и даже не нудно, и вообще упрощает ситуацию.

Клиентов я делю на разовых и постоянных. Разовые - это те, с которыми я провожу цикл напряженных занятий, и мы больше не общаемся или общаемся редко (но с удовольствием). Это занятые люди, которым надо делать свою жизнь. И компьютер им в помощь!

Постоянные - это школьники, имеющие дома компьютер. С ними занятия проводятся регулярно, обычно раз в неделю, в форме общения. Надо быть готовым провести с ними десятки занятий, не притупив к ним интерес, объясняя сложные вещи просто, удивляя их каждый раз чем-то новым, мягко преодолевая их стремление руководить учителем, быть корректным при их детских шалостях и безуспешно доказывать им, что компьютер придумали для дела, а не для развлечений. Основы дети схватывают очень быстро. У них отменная реакция, но скорость рук на данном этапе превышает скорость мысли вплоть до ее полного подавления. Уже через несколько занятий ученик так быстро будет щелкать мышью, что отследить его действия просто не представится возможным, так же как и прекратить их. Приходиться терпеливо ждать, когда этот процесс зайдет в тупик, и начинать все сначала.

Приходя на занятие, надо всегда быть готовым к настройке компьютера после проведенных его юным хозяином экспериментов и сделать это быстро, чтобы успеть провести полноценное занятие. Не следует при этом надеяться получить вразумительный ответ на вопрос: "Что Вы делали на компьютере?" Из-за вышеупомянутой разницы в скоростях ответ скорее запутает. Но нет худа без добра! Тема эксперимента и может стать темой занятия. Пожалуй, компьютерам юных хозяев я поставил бы памятник, подобный известному памятнику собаке - жертве медицинских экспериментов во имя развития науки и служения человечеству. Дети и компьютер - особая тема и очень интересная тема, но продолжение ее выходит за рамки этой статьи.

В конце последнего занятия прошу при возникновении трудностей звонить для получения консультаций по телефону. Бывают звонки, но продолжаются недолго. Самостоятельное плавание - хороший учитель. Всегда звонят, если удается устроиться на работу с применением компьютера. Один запомнился. Звонит обучавшаяся у меня молодая женщина: "Спасибо Вам, я так рада, чуть было на работу меня не взяли". Отвечаю: "Чему же Вы радуетесь?" Говорит: "По конкурсу принимали, а в соперницах у меня оказалась девушка - выпускница института, программистка. Но следующий раз обязательно пройду".

В заключение хотелось бы пожелать Вам удачи. Конечно же, только что прочитанное Вами не может высветить все грани процесса - индивидуального обучения работе на компьютере. Но смею надеяться, что это может помочь Вам сделать решительный шаг к началу своего дела и кто знает, быть может у Вас получится лучше и Вы достигнете успехов и процветания. Дорогу осилит идущий!

Сайт управляется системой uCoz